Поярковский районный краеведческий музей
 Мы тоже строили БАМ. Часть 2

Владимир Дубянский: «Машинист поезда – это командир»

Владимир Васильевич Дубянский родился 9 марта 1954 года в селе Пояркове Михайловского района. Учился в Поярковской школе, а после её окончания в 1971 году поступил в техническое училище города Белогорска на специальность «Помощник машиниста тепловоза». В 1973-м был призван в армию. Службу проходил в селе Вятском недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Вернувшись через два года в родное село, молодой человек устроился работать помощником машиниста на железнодорожную станцию Пояркова. В местном автотранспортном предприятии освоил профессию водителя. В 1980 году в жизни Владимира Дубянского произошло событие, коренным образом изменившее всю его жизнь. «Однажды вечером я выступал в местном ресторане, – вспоминает Владимир Васильевич, – и познакомился здесь с Татьяной. Она приехала в Поярково из Тынды учиться на продавца-товароведа. Через некоторое время мы поженились, родился сын Владислав. А спустя ещё несколько лет, взяв меня за ухо, жена потянула на БАМ».

 

В. Дубянский. БАМ, 1980-е гг. 

 

В. Дубянский с сыном в год приезда на БАМ. Тында, 1985 г. 

Семья переехала в Тынду в феврале 1985 года. Владимир Васильевич устроился помощником машиниста тепловоза в транспортную часть № 11 Тындинского локомотивного депо. Работал на станции Дипкун. «В то время восточный участок БАМа, Дипкун – Верхнезейск, ещё достраивали, – вспоминает он. – Полотно было положено, но участки продолжали отсыпать, доводить до нужных скоростей. Пассажирские поезда там ещё не ходили, только рабочие, железнодорожные путевые машины. Двигались медленно – всего 5 километров в час. Была организована так называемая турная езда. За нашим тепловозом были закреплены четыре бригады. В течение 7-10 дней две из них работали на участке, ютились, обогревались и готовили еду в «теплушке» – турном вагоне, затем их сменяли две другие бригады. Когда открыли сквозное движение, стало легче, наладился постоянный график работы. Сейчас по ветке, которую мы обслуживали, ходят современные грузовые поезда, мощные, весом до 6000 тонн, на автоматике, оснащённые по последнему слову техники». О своих бамовских временах Владимир Васильевич рассказывает с большой теплотой. Ему по-настоящему полюбился БАМ – с его суровой, по-своему прекрасной и щедрой природой, с его уникальным укладом жизни. «Мы трудностей не замечали, закалённые были, – улыбается он. – Успели и в бараке с семьёй пожить, и суровую зиму, когда мороз минус 53, почувствовать. Везёшь сына на санках в садик – а он весь в инее. Зато сколько хорошего здесь было! Жизнь была весёлой и беззаботной, обеспечение – стабильным». Конечно, находились и те, кто жаловался, но они, по словам Владимира Васильевича, долго на БАМе не задерживались. «Мы молодые были, часто собирались вместе, отмечали праздники, – продолжает он. – В особом почёте был День железнодорожника – первое воскресенье августа. В свободное от работы время ягоды, грибы собирали, рыбалкой, спортом занимались». За достижения в спорте, кстати, Владимир Дубянский неоднократно отмечался грамотами. Достиг и успехов в труде – был победителем соцсоревнования. 

 

Права машиниста В. Дубянскому вручает замначальника по эксплуатации локомотивов Тындинского локомотивного депо 

 

Диплом машиниста В. Дубянского 

 

В. Дубянский в кабине тепловоза. 

 

Дипкун. 2000-е гг. 

В 1987 году после окончания в Тындинском профессионально-техническом училище № 7 курсов машинистов Владимир Васильевич получил квалификацию машиниста тепловоза. «Машинист поезда – это командир, руководящее звено на железной дороге, – говорит он о специфике своей работы. – Здесь результативность меряется «от колеса», то есть количества перевезённого груза. И от того, как сработает машинист, зависит многое». Признаётся, что управлять пассажирскими поездами сложнее, чем грузовыми. «Ответственности, трудностей больше, – объясняет Владимир. – Есть строгое расписание, от которого нельзя отклоняться, да и пассажиры бывают разные. У меня и стоп-кран срывали, и всякое было. Представьте, снег, метель, а я бегу на хвост поезда смотреть, что с тормозами случилось». Пожалуй, именно умение преодолевать такие трудности, хладнокровно действовать в любых обстоятельствах является качеством, незаменимым в этой сложной профессии. 

Владимир Дубянский - член сборной Михайловского района по волейболу 

В 50 лет Владимир Васильевич вышел на заслуженный отдых. Досрочный выход на пенсию – своего рода компенсация за тяжёлые условия и особый характер труда железнодорожников, занятых непосредственно на перевозках грузов и пассажиров. В 2012 году вернулся в Поярково. В настоящее время живёт активной общественной жизнью – участвует в культурных мероприятиях, а также защищает честь района на спортивных состязаниях. Жалеет о том, что не приехал на БАМ раньше, в 1970-х, очень скучает по этому времени и признаётся: повторил бы бамовскую страницу своей жизни ещё раз, не задумываясь…

 Надежда Крупская: «На БАМе научилась всему»

В историю БАМа золотыми буквами навсегда вписано имя Строительно-монтажного поезда-578. Это передвижное производственное подразделение было образовано 2 апреля 1975 года. Именно тогда первый отряд белорусских строителей высадился на участке БАМ – Тында – Беркакит в посёлке Золотинка Якутской АССР, став основой коллектива СМП № 578 строительного управления Бамстройпуть. Часть пути с этим подразделением прошла и наша землячка Надежда Ивановна Крупская.

Надежда Ивановна родилась 13 марта 1958 года в многодетной семье в селе Шурино Михайловского района. Окончила 8 классов Дубовской школы, отучилась в техникуме физической культуры г. Благовещенска, освоив профессию учителя физкультуры, и в 1977 году по распределению попала на остров Сахалин, в посёлок Мгачи Александровского района. Казалось бы, как могут быть связаны Сахалин и БАМ? Дело в том, что попытать счастья на строительстве магистрали отправились друзья Надежды Ивановны, с которыми она вместе училась в техникуме. Молодые люди очень звали Надежду к себе. Наконец, в сентябре 1980-го года девушка принимает приглашение и приезжает в Золотинку, где устраивается методистом по спорту Строительно-монтажного поезда № 578. Да, были и такие профессии на БАМе! «Досуг бамовцев должен был быть хорошо организован, – рассказывает Надежда Ивановна о специфике своей работы. – Нами проводились многочисленные соревнования между бригадами, спартакиады, пробеги и прочее. При поощрении рабочих, кроме трудовых успехов, учитывалось и это их участие в общественной жизни, спортивные достижения». Кроме того, Надежда Ивановна и её коллеги не раз представляли БАМ как спортсмены на зональных соревнованиях по Дальнему Востоку, часто занимали призовые места – у самой Надежды, например, было 3-е место по санному спорту.

Надежда Ивановна Крупская. 1980-е гг.

Соревнования по гандболу. БАМ, 1980-е гг.

Надежда Крупская (в центре) судит шахматный турнир. 1980-е гг.

Болельщики. Тында, 1980-е гг.

Участники пробега в честь стыковки рельсов БАМа. 1984 г.

СМП-578 не раз менял место дислокации: после выполнения работ на Золотинке были поставлены новые цели – строили станцию Чара, затем возводили аэропорт Чульман со взлётно-посадочной полосой длиной 3600 метров в 40 километрах от Нерюнгри… «На участки нас переправляли вертолётом, – вспоминает Надежда Ивановна. – Щитовые дома собирали быстро. К балку – это небольшой тёплый домик, как наши дачи, три на три метра, пристраивали остальные помещения. Помню, добирались до Чары зимой, смотрим, а вокруг что-то страшное. Снега – жуть, в округе не слышно и не видно никого. Добрались, а у нашего общежития даже крыши нет!». Но эти спартанские условия девушки, надо признать, вынесли стойко. Был на памяти Надежды Ивановны и такой печальный факт: сгорело общежитие, в котором они жили. Зимой для большего тепла использовали самодельные обогреватели – один из них и привёл к возгоранию. Но такие случаи были, скорее, исключением.

Балок

Щитовые дома строителей БАМа. Чара, 1980-е гг.

Рыбалка. Чара, 1980-е гг.

В целом же, говоря о жизни на БАМе, героиня отмечает хорошее довольствие (промсклады были на каждой станции, рабочим, в первую очередь, передовикам, выдавались талоны, поэтому нехватки товаров не ощущалось), постоянное движение, бурление жизни и… сплочённость. «Гулять – значит, гуляли все, работать – значит вместе и дружно», – улыбаясь, вспоминает Надежда Ивановна. Она прошла на БАМе немалый путь – от методиста по спорту до кочегара и маляра. «Я многому там научилась – штукатурить, ремонты делать, плитку класть, – рассказывает героиня. – На взлётно-посадочной полосе в Чульмане на арматурную сетку машиной выкладывали бетон, а мы вручную его заглаживали. Тяжёлая работа, конечно, зато прибыльная. За романтикой на БАМ ехали только работники культуры и ярые комсомольцы. А я заработала здесь два автомобиля: тем, кто работал в течение двух с половиной лет без отпуска, выдавался чек на машину. Кроме того, по бамовским путёвкам посетила несколько стран – Югославию, Болгарию, Польшу, Чехословакию, Китай». В 1984 году Надежда Ивановна была очевидцем исторического события – стыковки восточного и западного участков БАМа у разъезда Балбухта и укладки золотого звена на станции Куанда.

Установка памятной стелы на месте стыковки рельсов БАМа. 1984 г. 

За свой добросовестный труд и высокие производственные показатели Надежда Крупская не раз отмечалась денежными премиями, почётными грамотами. В октябре 1984-го года была награждена государственной наградой «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а в 1985-м стала победителем соцсоревнования. В 1987 году Надежда Ивановна вернулась в совхоз «Центральный» к родителям. Своими силами и средствами помогла им построить дом. Работала в сельсовете, потом на стройке в Благовещенске. Но БАМ всегда вспоминала как прекрасную школу жизни. «Хорошо было там, хоть и трудно в первые годы», – в заключение говорит она.

Удостоверение к медали "За строительство Байкало-Амурской магистрали"

Галина Кабанова: "На БАМе всякий труд был в почёте"

Галину Анатольевну Кабанову (Козыреву) в Зелёном Боре большинство знают как бывшего специалиста сельской администрации, в качестве которого она трудилась с 1997 по 2013 годы, скромного человека и прекрасную хозяйку, двор которой украшают замечательные цветы и забавные фигуры.

Галина Кабанова. 2010-е гг.

Но у этой женщины дома в коробочке лежит медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», выданная в 1987 году. Её бамовский стаж составляет 17 трудовых лет. Галина Анатольевна родилась в посёлке Маго Тахтинского (ныне – Николаевского) района Хабаровского края. В октябре 1975 года вместе с мамой, Лилией Леонидовной, приехала в строящийся посёлок Магистральный Иркутской области. Папа, Анатолий Павлович Козырев, прибыл сюда раньше, 2 июня 1974 года, в составе основного комсомольско-молодёжного отряда. Ими был основан трудовой лагерь у так называемой Сопки Любви на берегу реки Окукихты, рядом с которым и было начато строительство Магистрального. Лагерь первоначально состоял из палаток, железнодорожных вагонов и бытовок. Отец сначала жил в палатке, потом получил квартиру из двух комнат, в каждой из которых была установлена печка. К этому моменту он уже работал водителем служебного автомобиля, на котором в любое время дня и ночи перемещался начальник строительно-монтажного поезда (СМП)-391. По приезде, мама устроилась на работу экспедитором – ведала приёмом и отправкой грузов на стройку, в том числе щитов для возведения зданий, в том числе жилых домов. Галина продолжила обучение в 9 и 10 классах двухэтажной, построенной из бруса, средней школе. Во время летней практики ученики вместе с преподавателями утепляли школьные полы торфяной прослойкой, так как все здания в посёлке ставились на сваи, чтобы тепло от домов не подтапливало вечную мерзлоту, и не нарушалась целостность сооружений. Первоначально ходили в общественную баню, размещённую в вагончике. В сильные морозы здесь по углам намерзал лёд. Но строители в посёлке быстро соорудили столовую, детский сад, Дом культуры, школу и другие здания, необходимые для размещения учреждений, организаций и предприятий. Галина Анатольевна вспоминает, что стройка шла гигантскими темпами: «Бывало, идёшь утром в школу, видишь, как рабочие устанавливают стены из готовых щитов, вечером возвращаешься домой – они уже заканчивают крыть шифером крышу». По окончании средней школы Галина работала учеником штукатура-маляра в Строительно-монтажном поезде-391. Она вместе со своим коллективом занималась отделкой большого комплекса зданий детского сада: шпаклёвкой и покраской полов, окрашиванием стен. Также давали дополнительные задания по красочному покрытию больших ёмкостей, трубы для кочегарки. С января по март группа молодых девчат, не имеющих профессию, сколачивали на морозе поддоны для кирпичей. Затем Галину пригласили на работу монтёром пути в бригаду прославленного Героя Социалистического Труда Виктора Лакомова. В обязанности монтёра входили такие виды работы, как при необходимости подсыпать лопатами гравий, щебень. Скреплять шпалы металлическими скобами, вбивая их специальными тяжёлыми молотками особым способом. Для выравнивания пути использовали электрошпалоподбойники. При необходимости производили разгонку и регулировку стыковых зазоров рельсов (увеличивали расстояние между ними) с той целью, чтобы рельсы не наложились друг на друга при проходе тяжелогружёных железнодорожных составов или при высоких летних температурах. Зимой очищали от снега кюветы, чтобы весенними водами полотно не затапливалось. Так она проработала до сентября 1979 года.

Награды Г.А. Кабановой

Позже уехала в город Иркутск учиться на курсах бухгалтеров, после которых, вернувшись, работала по новой специальности. Заочно окончила Иркутский строительный техникум транспортного строительства. В 1994 году вместе с родственницей заехали в Зелёный Бор в гости к её брату Андрею. Познакомились, понравились друг другу. Галина съездила, уволилась, собрала в контейнер вещи – и переехала на постоянное местожительства, где находится уже 25 лет. Работала диспетчером в Амурской МИС (машиноиспытательной станции), бухгалтером в УМП «Красный орёл». Специалистом в администрации Зеленоборского сельсовета. Всё, что строили тогда, создавалось для людей. Сейчас Галина Анатольевна, ежегодно бывая в гостях у дочери в Ангарске, заезжает к брату в Магистральный, бывает в гостях у мамы в Усть-Куте. Она делится впечатлениями, что в девяностых годах жизнь на БАМе стала угасать, но сегодня заметно, что дорога, построенная их поколением, вновь возрождается. Мы гордимся нашей землячкой, Галиной Анатольевной Кабановой, внёсшей личный вклад в развитие Севера и Дальнего Востока нашей Родины.

Пятница, 26.04.2024, 00:46
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
2023 год
Год культурного наследия народов России
МК РФ
Память народа
ОБД "Мемориал"
ОБД Мемориал
...
...
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
СЛЕДУЙ ЗА НАМИ
  • Культура РФ
  • ОДНОКЛАССНИКИ
  • Статистика

    ОНЛАЙН ВСЕГО: 1
    ГОСТИ ДОРОГИЕ: 1
    НАШИ: 0

    muzey-poyarkovo © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz