Поярковский районный краеведческий музей
 Мы тоже строили БАМ. Часть 3

Алексей Семенюта: «Послужил бы на БАМе ещё раз»

Алексей Юрьевич Семенюта родился 30 мая 1963 года. Учился в Поярковской средней школе. С 1982 по 1984 гг. проходил воинскую службу в рядах Советской армии. Воинская часть, в которой он служил, строила восточный участок БАМа: от Верхнезейска до разъезда Мирошниченко. Именно в армии Алексей Юрьевич получил профессию экскаваторщика.

Алексей Юрьевич Семенюта. 1980-е гг.

В 1984 году во время стыковки железнодорожного полотна у разъезда Мирошниченко именно ему было поручено насыпать последние кубы грунта в основание дороги. У Алексея Юрьевича имеется памятная фотография, свидетельствующая об этом событии, с подписью: «…За активное участие в обеспечении стыковки Восточного участка БАМа к 9 мая 1984 года».

Укладка рельсов для стыковки. 1984 г.

Памятные фотографии А.Ю. Семенюты

За время службы Алексей Семенюта поощрялся грамотами и благодарностями командования части за успехи в боевой и политической подготовке, а так же за «умелую эксплуатацию техники». Имеет нагрудный знак «Молодой гвардеец 11 пятилетки», награждён правительственной медалью «За строительство Байкало- Амурской магистрали».

Награды А.Ю. Семенюты

После завершения службы вернулся в село Поярково, здесь женился. Работал шофёром в Сельхозхимии (с 1984 по 1986 годы), затем экскаваторщиком в УМС № 1 при ПМК-469. В Пояркове непосредственно участвовал в строительстве многих зданий. «Делали нулевые циклы», – говорит он, то есть копали котлованы под строительство домов, коммуникации под водопроводы. Как и все участники строительства БАМА, Алексей Юрьевич вспоминает суровые зимы, трудности постоянной перемены мест дислокации. Жить солдатам приходилось в палатках, зимой палатки отапливались «буржуйками», но холод был жуткий. В отличии от гражданских строителей, военнослужащие не получали зарплаты. Разве что «наркомовские» получали выше, чем те солдаты, что не служили на стройке: три рубля против 1,50. Понятно, что потратить эти деньги на дефициты, что продавались на стройке, они не могли. «Покупали сигареты, в основном», – вспоминает он. «Тяжело было, но не жалею, что попал туда. Ещё бы послужил, но там же», – говорит он в заключение.

 

Николай Черемисин: "Я тоже строил БАМ"

Николай Владимирович Черемисин, внук легендарного участника Гражданской войны на Дальнем Востоке против японской интервенции и белоказачества, коренной житель села Пояркова, тоже имеет в своей биографии замечательные страницы, сопричастные с историей нашей страны. В годы службы в рядах Советской Армии ему довелось участвовать в строительстве Байкало-Амурской магистрали.

После окончания Поярковской средней школы Николай поступил на отделение обработки металлов политехнического техникума города Комсомольска-на-Амуре. В 1973 году, когда он проходил практику на судоверфи города Благовещенска, ему пришла повестка в армию.

Определили род войск – железнодорожные. Сначала его обучили профессии экскаваторщика в городе Красноярске. Затем предложили продолжить службу в Монголии или на БАМе. Николай посоветовался с матерью, которая, конечно же, мечтала, чтобы сын был где-то рядом, хотя бы в Амурской области, и поехал строить БАМ.

Николай Владимирович Черемисин. 1970-е гг.

До Сковородино ехали группой в 15 человек в сопровождении офицера. При распределении в один батальон попали шестеро сослуживцев. В июне 1974 года, на машине ГАЗ-66, добрались до 76-го километра малого БАМа.

В тайге был разбит палаточный городок в семи километрах от посёлка Аносовский. Отсюда тянули железную дорогу на город Тынду. На территории городка располагался штабной вагончик. Начальником штаба был майор Шеин, командовал батальоном Заславский, управлял ротой старший лейтенант Владислав Андерсен.

В особо стоящей столовой повар-грузин готовил неплохие блюда.

В палатках жили отделениями по 15-18 человек с 1 марта до 20-30 декабря (в самые лютые морозы января и февраля всех военнослужащих перевозили в город Сковородино, где они жили в казармах, несли караульную службу, посещали политзанятия). Спали на железных двухъярусных кроватях. Осенью туман в сопках стоял часов до двенадцати дня. Чуть солнце появится – часа на два, потом опять опускается туман и становится холодно. На сто восемнадцатом километре морозы достигали пятидесяти пяти градусов! У тех, кто спал на нижнем ярусе, бывало, даже примерзали волосы к металлу кровати.

Дикие звери к нашему таёжному городку не часто подходили. Только однажды, в течение недели, вокруг палатки, где размещались Николай с товарищами, бродила рысь с детёнышами, взбираясь снаружи на неё, но не причиняя особого вреда прочному армейскому брезенту, да ходили слухи, что на базе взрывников дважды побывал медведь, наводя свои «порядки».

Служба на БАМе

Николай управлял экскаватором. Имел шестой, высший, разряд (мог ковшом закрыть открытый спичечный коробок без его повреждения). Трудились по 12 часов, днём и ночью, меняясь сменами то с восьми утра до двадцати часов, то с двадцати часов до восьми следующего дня. Основная работа заключалась в погрузке на грузовые машины породы после взрыва скалистой сопки, которую определяли геодезисты. Этот грунт КрАЗами доставляли на отсыпку железнодорожного полотна у мостов. Гравий для отсыпки остального пути брали в речке. Приёмка насыпи была очень строгой, не допускалось никаких, даже, казалось, небольших, отклонений от нормы.

Для большей мотивации труда устраивали трудовые соревнования между мехколоннами. Заключали и индивидуальные состязания между экскаваторщиками, работавшими на Э-652 (и других) с прямой лопатой и на драглайнах с ковшом на тросе. Победителей в трудовом соперничестве поощряли отпусками на родину, награждали орденами и медалями. Особенных передовиков, таких, как мой друг Виктор Шкурин, фотографировали у Красного Знамени в Московском Кремле. Всем работающим воинам выплачивали зарплату в размере ста пятнадцати – ста двадцати рублей в месяц (средняя зарплата по стране).

Природные условия были, конечно, особенные не только в низких зимних температурах, но и в том, что вокруг были болота, поросшие травой и мелким кустарником, что составляло рискованность при передвижении.

Перед тем, как перемещаться по марям, например, на тракторе ДЭТ-350 (дизель-электрический трактор), водители получали специальную инструкцию. Очень опасно было ехать след в след, так как гусеницами первой машины срывался дёрн, под которым открывалось глубокое болото, где можно было мгновенно затонуть. Но, к сожалению, не все исполняют правила безопасности, понадеявшись на русский «авось». И такой случай на памяти Николая Владимировича был. Для спасения затонувшего трактора вызвали грузовой вертолёт в 350 лошадиных сил. Для того чтобы зацепить трос к прицепному устройству, необходимо было кому-то нырнуть в ледяную болотную жижу. Желающих не находилось. Тогда комбат предложил любому добровольцу оформить досрочную демобилизацию. И отчаянно смелый нашёлся – солдат-геодезист с Урала. По сути, он совершил подвиг, рискуя своей жизнью и здоровьем, нырнул в неизвестность и достиг цели. Командир сдержал своё слово – и герой вскоре уехал домой.

За годы службы Николай был награждён нагрудным знаком «Отличник Советской Армии».

Свободного времени было немного, но иногда ходили на студенческие концерты, встречи с деятелями искусств на открытой площадке – режиссёром Михайловым, актрисой Чурсиной. Чаще же проводили время в спортивных состязаниях, особенно был популярен волейбол.

В декабре 1975 года демобилизовался. Вернулся в Поярково. В мае 1976 в автошколе при автороте получил профессию водителя. С тех пор долгое время провёл за рулём автомобилей ЗИС, ЗИЛ, КамАЗ, работая шофёром в РО «Сельхозхимия», КБО (комбинате бытового обслуживания), киносети и автороте.

Календарь из личного архива Н. Черемисина. 1975 г.

В 1978 году познакомился с Натальей, с которой на следующий год сыграли свадьбу и прожили вот уже 40 лет. Воспитали двоих детей – Ларису и Дениса. Теперь у них четверо внуков.

«Конечно, мы гордились и продолжаем гордиться тем, что были причастны к такому сложному, но очень значительному делу, как освоение Дальневосточного края, - говорит Николай Владимирович». До сих пор вспоминаются друзья-однополчане, с которыми вместе делали большое дело государственного значения. Встают перед глазами таёжные сопки, покрытые цветущим багульником, живописные, но холодные речки. Вспоминаются многочисленные грибные места, огромные поляны с жимолостью, голубикой, брусникой и моховкой по берегам ключей. Слово БАМ для меня наполнено огромным смыслом и греющими душу воспоминаниями.

Суббота, 20.04.2024, 19:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
2023 год
Год культурного наследия народов России
МК РФ
Память народа
ОБД "Мемориал"
ОБД Мемориал
...
...
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
СЛЕДУЙ ЗА НАМИ
  • Культура РФ
  • ОДНОКЛАССНИКИ
  • Статистика

    ОНЛАЙН ВСЕГО: 1
    ГОСТИ ДОРОГИЕ: 1
    НАШИ: 0

    muzey-poyarkovo © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz