Поярковский районный краеведческий музей
 КАТАЛОГ СТАТЕЙ
Главная » Статьи » О НАС ПИШУТ

КУКОЛЬНЫЙ МИР

   Опубликовано 29 августа 2014 года в газете "Михайловский вестник".

Кукольный мир

    Настоящие русские красавицы, знойные африканки, герои китайского театра, выходцы из США, Индии и Перу предстанут перед вашими глазами, если вы посетите выставку районного краеведческого музея, открывшуюся 29 августа.

    В середине 90-х тряпичные куклы стали главным делом москвички Татьяны Басовой, математика по образованию. Первая работа, сделанная ею из лоскутков на конкурс рукодельниц, неожиданно принесла диплом лауреата. Вскоре от создания кукол женщина перешла к коллекционированию. Так родился выставочный проект «Девицы, красавицы и иные лица».

    Текстиль в коллекции Басовой предстаёт на редкость многогранной фактурой, из которой рождаются уникальные творения. Именно этот материал, как никакой другой, благоволит изготовлению куклы — в прежние времена считалось, что холодной на ощупь игрушкой можно застудить душу. Почти 300 экспонатов, которые с трудом вместил в себя выставочный зал, превратили районный музей в роскошную — яркую и необыкновенно уютную — ярмарку народных искусств.

     Свой кукольный интернационал Татьяна Басова собирала с миру по штучке — от Индии и Китая до США и Перу. В результате в коллекцию собрались куклы всех мастей, традиционные и авторские, русские и зарубежные. В экспозиции соседствуют рыжеволосые американки и жгучие африканки из племени ндебелле, аппликации китайского театра и индийский слон, расшитый золотой нитью, блёстками и стеклярусом, ненецкие куклы на утином клюве, карманные на ленте, малазийские куклы-закладки, пакистанские, армянские, лезгинские национальные… А как разнообразны русские традиционные куклы!

     Кукла-кулёма, закрутка, пеленашка, столбушка, на ложке, на щепочке, из бересты, мочала, веточек, набитые шерстью, зерном, куклы-перевёртыши — русская тряпично-кукольная традиция бережно собиралась Татьяной Басовой в Архангельске и Туле, Апатитах и Сергиеве Посаде, Санкт-Петербурге и Шенкурске. По собранным и воссозданным образцам вполне можно изучать, как жили наши предки, что почитали и праздновали.

    Традиционные славянские куклы всегда были помощницами в быту и жизни наших предков, сопровождая их с рождения до самой смерти. В раннем детстве спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, чтобы сбить с толку злых духов, а когда ребёнок плакал и капризничал, из потайного места вынималась кукла-утешница. К ней нитками были прикреплены конфетки, которые можно было только отвязывать: пока ребёнок отвяжет конфетку — пожалуется куколке на свою обиду и забудет, о чём плакал.

      В коллекции представлено множество кукол-оберегов на все случаи жизни: на удачный выход замуж, на желание, в дорогу, на богатство, на крепкую семейную жизнь. Куклы-зернушки, например, служили символом сытости и достатка, куклу-зольницу дарили, чтобы человек не забывал родной очаг. Все обереговые и обрядовые куклы объединяет то, что при их изготовлении детали не сшивались, а связывались, кусочки ткани не резались, а рвались, поэтому часто таких кукол называли «мотанки», или «рванки». Ещё таким куклам никогда не делали лиц: считалось, что если есть лицо, есть и душа, и тогда в куклу может вселиться зло.

    Необыкновенной выразительностью отличаются куклы-перевёртыши, которые вмещают в себя два и более героя, как, например, экспонат «Царевна-лягушка». Часто такие куклы передают течение человеческой жизни: лёгким движением руки молодая девушка превращается в маму и потом в бабушку с внуком, паренёк — в мужичка с бородой и усами.

     Самая «возрастная» жемчужина коллекции — чулочная кукла 1930-х годов, которую обнаружили в одной из деревень России. В её наряде — образцы тканей начала века. Кукла успела побывать в частной коллекции в Америке, после чего была выкуплена обратно в Россию и попала в руки Т. Басовой.

    Особый, праздничный тон открытию московской выставки, прошедшему в прошлую пятницу, задали выступления юных артистов — воспитанников второй младшей группы детского сада № 7 и учениц музыкальной школы. Своими озорными танцами и весёлыми песнями они подарили гостям музея множество радостных моментов.

    С начала сентября при экспозиции планируется открыть мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол, поэтому каждый желающий сможет унести на память из музея свою куколку-талисман. По планам, коллекция Татьяны Басовой задержится в Поярковском районном краеведческом музее до конца ноября.

Мария Каюкова.

 

Наталья Солодкова, хранитель фондов Поярковского районного краеведческого музея:

     «Выставочный проект «Красавицы, девицы и иные лица» существует с 2006 года. За это время он совершил большое путешествие: побывал в Александрове, Серпухове, Переславле-Залесском, Шенкурске, Архангельске, Южно-Сахалинске, Владивостоке и во многих других городах. Главный посыл проекта — возрождение старинных ремёсел, интереса к ручной работе.

     На выставке представлены красавицы из разных губерний России, заморские девицы из Африки, Египта, Китая, Японии, Кении, красавцы из Вьетнама, Индии, Турции, Марокко. Есть и необычные по форме и технике изготовления куклы: например, ненецкие на утином клюве, малазийские куклы-закладки, крошечный перуанский вертеп в спичечном коробке…

      Необычны не только куклы, но и их истории, например, судьба американской куклы Raggedy Doll. В 1914 году игрушку, потрёпанную и всеми забытую, нашла девочка по имени Марсела на чердаке своего дома. Отец девочки почистил куклу и нарисовал ей лицо. Куколку назвали «Рэггеди-Энн» (raggedy по-английски означает «изношенный», «обветшалый»). Через год Марсела сильно заболела, и отец просиживал у её постели часами, рассказывая удивительные истории про Рэггеди-Энн. Вскоре девочка умерла. В память о своей дочке отец начал выпускать Raggedy Doll по всему свету и продолжил писать об этих куклах сказки.

     Очень интересны авторские куклы. Они необыкновенно психологичны, уникальны, не похожи друг на друга. Признанной звездой коллекции является довольная кукла с говорящим названием «Вот и меня просватали…», которая сидит на тумбе, свесив ножки в вязаных носках. Эксклюзивные восточные куклы «Зулейха» и «Принц с яблоком», выполненные в технике мягкой скульптуры на основе колготок и поролона, также являются настоящим украшением выставки. Все экспонаты — их около трёхсот — собраны в уютном выставочном зале музея и ждут своих посетителей».

 

   На Руси в каждой семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол: они были игровыми, обрядовыми или обереговыми. По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать лицо, то в неё может вселиться душа, поэтому народные куклы обычно безлики: такая игрушка не станет ничьим двойником, и никто через неё не причинит зло живому человеку.

 

   Самыми дорогими коллекционными куклами являются антикварные, винтажные и авторские. К антикварным относятся те, что были выпущены до 1930 года. Цена фарфоровой антикварной куклы может достигать нескольких десятков тысяч долларов. Винтажными (старинными) называют куклы, которым около 50-80 лет (стоимость от тысячи до двух десятков тысяч долларов). Авторские куклы изготовлены мастером полностью вручную (от 500 до 10 тысяч долларов). Одна из самых дорогих современных кукол в мире — Барби в платье, украшенном бриллиантами (почти 120 тысяч долларов).

 



Источник: http://mishvestnik.ru/2014/09/15/1592/
Категория: О НАС ПИШУТ | Добавил: RoNa (29.10.2014)
Просмотров: 576 | Теги: красавицы, Татьяна Басова, куклы, Кукольный мир, Выставка кукол, девицы и иные лица | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 25.04.2024, 21:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
2023 год
Год культурного наследия народов России
МК РФ
Память народа
ОБД "Мемориал"
ОБД Мемориал
Категории раздела
МЫ ПИШЕМ [19]
О НАС ПИШУТ [18]
...
...
Поиск
СЛЕДУЙ ЗА НАМИ
  • Культура РФ
  • ОДНОКЛАССНИКИ
  • Статистика

    ОНЛАЙН ВСЕГО: 1
    ГОСТИ ДОРОГИЕ: 1
    НАШИ: 0

    muzey-poyarkovo © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz