Поярковский районный краеведческий музей
 КАТАЛОГ СТАТЕЙ
Главная » Статьи » О НАС ПИШУТ

ПОД ЗВУКИ НЕЖНЫЕ РОМАНСА...

Под звуки нежные романса...

Опубликовано в газете

"Михайловский вестник" №43

от 6 ноября 2015 г.

 

     2 ноября в 18 часов на Поярково опустилась «Ночь искусств»… Районный краеведческий музей пригласил любителей музыки на мероприятие «Под звуки нежные романса…». На один вечер экспозиционные залы учреждения культуры превратились в казачий стан, светский салон, кабинет Пушкина, трактир с цыганскими артистами, фотоателье. Дамам при входе выдавали веера, кавалерам — перчатки и цилиндры. Камерно-лирическая атмосфера вечера настроила всех гостей «Ночи искусств» на романтический лад.
     Об истории романса и его разновидностях рассказали присутствующим ведущие Дарья Пименова и Екатерина Берёзина. В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века. Сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Постепенно этот жанр разделился на несколько потоков: классический, «профессиональный» романс и романс бытовой, городской, цыганский, казачий.
     Казачьи авторские песни зародились на Дону. Их в XIX веке пели и амурские казаки. Казачий романс «Не для меня придёт весна» прозвучал в исполнении Антона Шелестова. Непростая судьба у романса «Ямщик, не гони лошадей» (на вечере его исполнил Владимир Дубянский). Написанный в 1915 году (автор слов — Н. Риттер, композитор — Я. Фельдман), в 1920-м он был уже запрещён к исполнению как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами нового социалистического общества — пришло время маршей и бравурных мелодий. Лишь через много лет романс «Ямщик, не гони лошадей» вернулся к слушателям. И не просто вернулся, а занял место в одном ряду с самыми популярными вокальными произведениями.
     К жанру романса обращались многие композиторы. Замечательные образцы в своё время создали Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, в 20-30-е годы XX века — Б. Фомин, Б. Прозоровский, С. Покрасс, Ю. Хайт. На вечере гости вспомнили знаменитые романсы «Я ехала домой, душа была полна…» (сл. и муз. М. Пуаре), «В лунном сиянье» (сл. и муз. Е. Юрьева), «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского, муз. Н. Харито), «Белой акации гроздья душистые» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).
     Одновременно с русским классическим развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. Он родился в городской и пригородной среде, где проживали «мещане»: крестьяне, рабочие, небогатые торговцы, мастеровые. Они стали создавать собственную субкультуру, выходящую из частушки, романса, танца, лубочной живописи и т.д. В XX веке бытовой романс постепенно вытеснил старинную песню и стал любимым жанром. На музыкальном вечере бытовой романс «Колокольчики» прозвучал в исполнении Натальи Поповой.
     В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал. В музыке больше внимания уделяется настроению, стихи — мелодичны, напевны, трогательны, нежны или же трагичны. Суть романса — в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Очень много вокальных произведений, в том числе и романсов, создано на стихи Александра Пушкина. Чудными строками великого поэта воодушевлялись А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Д. Шостакович и другие композиторы. Трагическая судьба самого поэта тоже не оставляла и не оставляет равнодушными поэтов и композиторов современности. Песню «Пушкин спешит на дуэль» О. Николенко исполнила Наталья Попова.
     Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов — солистов-певцов и хоров, сначала в трактирах, а затем и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками русских романсов и песен. Также они сочиняли цыганские романсы, темой текста которых в основном является любовное переживание — от нежности до страсти. Типичным образцом цыганского романса является песня «Твои глаза зелёные». На вечере цыганские романсы — «Дорогой длинною» и «Очи чёрные» прозвучали в исполнении Анастасии Шариповой и Антона Шелестова.
     В первой половине XX века русский романс пережил тяжёлые времена. Тогда его отнесли к мещанской культуре, а композиторы-романсисты предавались гонениям. Романс сохранился благодаря собирателям и хранителям, а также представителям русской эмиграции. Именно за границей звучали русские романсы. С возвращением на Родину Александра Вертинского, а в 80-е годы Аллы Баяновой вернулись забытые романсы.
     В 60-е годы они стали звучать с эстрады после длительного перерыва только в исполнении Изабеллы Юрьевой, Галины Каревой. Впервые на сцену Театра эстрады в 68-м году с романсовой программой вышла Рубина Калантарян. А в 70-80-е годы романсы всё больше стали звучать со сцены благодаря Валерию Агафонову, Валентину Баглаенко, Алле Баяновой и другим.
     В 80-е годы романс становится вновь очень популярным жанром у народа. Он стал звучать в кинофильмах, благодаря которым огромную популярность приобретают романсы Андрея Петрова, Исаака Шварца, Вениамина Баснера, Микаэла Таривердиева и других. Сегодня романс живёт и развивается, приобретает новые формы, привлекает всё больше молодёжи. А значит, можно сказать, что и в новом веке романс останется одним из важных направлений в русской культуре.
     В течение музыкального вечера музейные работники предложили гостям несколько интересных заданий. В светском салоне, например, все старались угадать, что означали в своё время «веерные» знаки, подаваемые дамами кавалерам. Оказалось, если дама приложила открытый веер к сердцу, то таким образом она спрашивала «Могу ли я надеяться на взаимную любовь?», если приложила сложенный веер к правому уху — «Твои речи с удовольствием слушаю», если водила закрытым веером по руке — «Извести меня письменно», и, наконец, если спрятала глаза за открытый веер — «Я тебя люблю». В следующем зале посетители «Ночи искусств» играли в фанты — одну из салонных игр XIX века и вальсировали под звуки романса «Калитка», прозвучавшего в исполнении солистки из с. Зелёный Бор Сталины Никитиной. В трактире гостям погадала цыганка, а в «Фотоателье XIX века» каждый мог сфотографироваться на память. Закончился вечер чаепитием и исполнением романсов караоке.
     «Ночи искусств», которые с каждым годом, наравне с весенней акцией «Ночь в музее», становятся все более популярными, в начале ноября прошли во многих музеях страны. Работники учреждений культуры проводят в рамках данного мероприятия различные выставки, экскурсии, мастер-классы, встречи с известными людьми, квест-игры, конкурсные программы, музеи становятся концертными площадками для представителей разных музыкальных направлений.
     Поярковский краеведческий музей старается идти в ногу со временем и придумывает всё новые и новые формы работы с посетителями. И участие в таких всероссийских акциях, как «Ночь искусств», бесспорно, «подогревает» интерес михайловцев к муниципальному Дому Муз.


Ирина ШАРИПОВА.


     Романс — произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришёлся на XIX — XX вв.
     Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII — XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана — «романс».


Отзывы посетителей


Очаровательная «Ночь искусств»
В Поярковском музее прошла.
Мгновенья счастья нам подарила.
Звездопадом чудных голосов она над нами искрилась,
В воздухе мелодией романсов кружилась…
В трелях её наши души купались…
Красотою жизни наслаждались,
А ноги сами в пляс пускались.
Так благородна эта ночь в стенах музея!
Н. Гударева,
с. Поярково.


***
Благодарю вас за прекрасный, тёплый и гостеприимный вечер. Буду рад снова прийти к вам и поучаствовать в других мероприятиях.
Д. Шерстенников,
г. Иркутск.


***
В очередной раз собрались мы в нашем замечательном музее. Сколько славных минут мы провели здесь! Получили заряд бодрости и оптимизма. Спасибо работникам музея и всем тем, кто принимал участие в проведении мероприятия.
З. Кургак, Л. Афанасьева, Н. Караваева, Е. Котикова,
Н. Сидякина, Т. Гуркина, Г. Попова,
с. Поярково.



Источник: http://mishvestnik.ru/2015/11/17/%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-
Категория: О НАС ПИШУТ | Добавил: RoNa (28.11.2015)
Просмотров: 140 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
О.Н.Николенко не автор романса Натали (Дуэль), у Вас песня «Пушкин спешит на дуэль» . Он написан в 1969 году, когда "автору" О.Н.Николенко ещё не было и 3-х годиков.
Написан композитором Леонидом Вербицким и поэтом Александром Вратарёвым.
    Натали 
(муз.Л.Вербицкий-сл.А.Вратарёв)

Белый задумчивый снег, 
Снег января, не торопясь, 
Падает на Петербург. 
Город красив, как во сне. 
Сани летят вдоль Невы, 
Вдоль площадей, мимо дворцов. 
Ветер крылатку раздул, 
Пушкин спешит на дуэль. 

Натали, Натали, 
Как Вы могли тогда 
Не отвести от него 
Пулю врага, Натали, 
Что Дантес или царь, 
Пушкин упал на снег. 
Пушкин упал, Натали, 
Вы не спасли, Натали! 

Вышел к барьеру поэт 
И защитил честь и любовь. 
Черной крылаткой прикрыт, 
Движется он вдоль Невы. 
Белый задумчивый снег 
Падает год, падает век... 
Звуки колдующих слов 
В сердце моем не молчат. 

Натали, Натали, 
Как вас любил поэт, 
Тысячу лет подарил 
Вашей красе, Натали. 
Стали Вы, Натали, 
Песней его любви. 
Как же другим вас судить, 
А не простить, Натали...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 12.12.2017, 21:26
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Социальная реклама
Категории раздела
МЫ ПИШЕМ [19]
О НАС ПИШУТ [14]
Поиск
Мини-чат
СЛЕДУЙ ЗА НАМИ
  • ТВИТТЕР
  • Культура РФ
  • ИНСТАГРАМ
  • Статистика

    ОНЛАЙН ВСЕГО: 1
    ГОСТИ ДОРОГИЕ: 1
    НАШИ: 0

    muzey-poyarkovo © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz